Четверг, 02 Июл 2020, 23:51
Приветствую Вас Гость | RSS

ГОУ ЛНР Артемовская школа № 9

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Неделя русской филологии

Неделя русской филологии

С 14.12. по 18. 12 в ГОУ ЛНР «Артемовская школа № 9» проходила  неделя русской филологии. Проводилась она согласно годовому плану с целью развития у учащихся творческих способностей, формирования познавательного интереса к русскому языку и литературе, воспитания бережного отношения к слову, любви к литературному наследию русских классиков.

Программа недели была разнообразной. Предварительно проводилась подготовительная работа: выпуск стенгазеты, рисование иллюстраций к любимым произведениям. На общешкольной линейке было объявлено об открытии недели.

С 14. 12 была открыта выставка рисунков «Мир литературы глазами ребенка», в которой приняли участие учащиеся с 1 по 9 класс.

Учащиеся старшей школы подготовили выпуски стенгазет: «Великий  русский язык» (5 класс), «Русский язык и литература», «Русская литература» (6 класс), «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова» (8 класс), «Великий и могучий русский язык», «Биография А.С. Пушкина в стихах», «По страницам добрых сказок», «Этот удивительный мир сказок» (9 класс). В рамках недели был проведен библиотечный урок «Чтение  с увлечением»  (1-2 классы), в 6 классе прошел урок по русскому языку «Путешествие в Страну Фразеологию».

В 5-6 классе была проведена литературная викторина «По страницам любимых сказок».

17 декабря в рамках недели русского языка  проводился конкурс на лучшую тетрадь. В смотре-конкурсе «Самая лучшая тетрадь по русскому языку» учитывались аккуратность, правильность оформления, грамотность. Победителями конкурса стали ученица 6 класса Кузуб Дарья и ученицы 8 класса Фокина София и Марценюк Валентина.

Учащиеся 6-9 классов приняли участие в разгадывании кроссвордов и загадок по русскому языку и литературе.

18 декабря учащиеся 8-9 классов приняли участие в заседании круглого стола «Выдающиеся русские лингвисты».

В целом неделя прошла интересно и насыщенно. Все учащиеся школы приняли активное участие в проведении недели. В конце недели были подведены итоги, а самые активные участники были награждены грамотами.

 

Мероприятия на неделе русской филологии

 

Поэтическая страница

«В гостях у Корнея Чуковского»

5-6 классы

 

 

 

Цель: продолжить знакомство с творчеством детского писателя  К.И.Чуковского, его сказками; формировать навыки выразительного чтения, развивать логическое и творческое мышление, тренировать память, прививать любовь к книгам, воспитывать познавательный интерес к чтению, любовь к животным.

Оборудование:

 1.Выставка книг Чуковского

2.Выставка рисунков к произведениям Чуковского

3.Портрет Корнея Ивановича Чуковского

4.Плакат « Корней Чуковский и его творчество»

5.Вещи к игре

 

Ход мероприятия.

I. Организационный момент.

1.Приветствие, проверка готовности к работе.

   II. Мотивация деятельности учащихся.

1.Слово учителя с элементами беседы.

Учитель:   Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о замечательном человеке, который очень любил детей и посвятил им много стихов и сказок, придумал весёлых сказочных героев: Мойдодыра, Муху-Цокотуху, Тараканище, Бармалея.

Ребята,  скажите, как же звали этого удивительного человека?

Дети: Корней Иванович Чуковский

Учитель:   Настоящее его имя - Корнейчуков Николай Васильевич (портрет). Ираклий Андроников писал, что: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь»

Сейчас нам наш  библиотекарь расскажет о жизни этого замечательного человека.

       2.Рассказ библиотекаря о  Чуковском.

  1. Основная часть.
  1. Слово учителя.

  Стихи Корнея Ивановича Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Давайте послушаем их.

    Дети стихи прочитают для вас

    И в мир Чуковского поведут сейчас

       2.  Чтение учащимися стихотворений  «Радость», «Поросёнок»,    «Бутерброд», «Головастики», «Ежи смеются».

Учитель:  Корней Иванович Чуковский отличался своим трудолюбием. Он везде: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у зубного врача, сочинял загадки для детей.

Послушайте, ребятки, загадки

И скажите мне отгадки.

Кто первый отгадает,

 Тот и руку поднимает.

     3. Конкурс загадок

1.Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою-

Я с радостью белым зверям отдаю.  (Губы и зубы)

 

2. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

 

3.Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня! (Крапива)

 

4.Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец – глупца, баран - барана.

Овцу в нём видела овца, 

И обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова,

И Федя увидел неряху лохматого.  (Зеркало)

 

5.Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная!  (Коньки)

 

6.Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.  (Ёж)

 

Учитель: Молодцы, ребятки отгадали все загадки!

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Однажды, работая в своём кабинете, он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

«Надо. Надо умываться по утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам стыд и срам! Стыд и срам!»

Так родился «Мойдодыр».

 

   4. Инсценировка «Мойдодыра»

Учитель:  Ребята, чему нас учит это произведение? Что должен делать каждый из нас по утрам? Я думаю, что в нашем классе, все дети выполняют правила гигиены.

     5. Игра «Угадай слово»

А теперь, ребята, поиграем и концовку стихов Чуковского отгадаем.

Итак, начинаем!

 

Милая девочка Лялечка!

С куклой гуляла она

И на Таврической улице

Вдруг увидала …слона

 

У меня зазвонил телефон

-Кто говорит? …слон

-Откуда?...от верблюда

-Что вам надо?... шоколада

-А потом позвонили зайчатки

Нельзя ли прислать… перчатки

 

Эй, вы глупые тарелки,

Что вы скачете как…  белки

Вам ли бегать за воротами

С воробьями …желторотыми

 

Эй вы, ребятки

Голые пятки,

     6. Конкурс «Посылка»

Учитель:  А теперь вновь будет игра.

 Учитель из посылки достает:

- телефон (У меня зазвонил телефон),

- воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике),

- мыло (Тут и мыло подскочило),

- блюдце (А за ними блюдца, дзынь ля-ля),

- термометр (И ставит, и ставит им градусники),

- спички (А лисички взяли спички),

- ложка (А за нею вилки, рюмки да бутылки, чашки да ложки скачут по дорожке),

- свечка (Я за свечку, свечка – в печку!),

- книжка (Вот и книжка воротилась),

- шоколад (Что вам надо? Шоколада).

 

       7.Игра «Назови героя»

Все вещи отгадали и отрывки прочитали.

А теперь попробуйте угадать из каких сказок и стихов эти герои.

(Учащиеся вытягивают картинки с героями и называют их имя и сказку, в которой эти герои встречаются)

 

  1. Подведение итогов мероприятия

 

1.Слово учителя.

В гостях у сказки побывали

 И прекрасно танцевали.

К.Чуковский не только стихи сказки писал,

Он песни сочинял.

Все вместе рядышком вставайте

И песню дружно запевайте.

 2.Музыкальный номер.

 3. Заключительное слово учителя

 

Ну, что ж наш праздник к концу подходит.

Я хотела бы поблагодарить вас, ребятки,

За песенки и танцы,

За ваши прекрасные рисунки.

Вы такие молодцы!

Я вам вручаю леденцы!.

Ребята, перед вами выставка произведений К. Чуковского.

Поднимите руку, кто читал эти книги. Замечательно!

Вы счастливые. Что прочитали эти произведения. А вот дедушке Корнею не повезло. Вы спросите почему? На этот вопрос нам ответят …

4. Выступление учеников

Нам жалко дедушку Корнея

В сравнении с нами он отстал.

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал.

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не знает самых главных книг.

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Тема урока: Путешествие в страну Фразеология

Цели урока:

- образовательная: расширить знания учащихся  по теме «Фразеология», сформировать представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи;

- развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи, развивать речевые, орфографические и пунктуационные навыки, формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умение отличать их от других речевых единиц в потоке речи, развивать творческие способности и образное мышление учащихся, умение сравнивать, обобщать, работать со словарями; обогащать словарный запас школьников, развивать умение работать в парах;

- воспитательная: воспитывать самостоятельность, умение сопереживать, стремление совершенствовать речевое мастерство: способствовать формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, воспитывать любовь к русскому языку, его красоте и многозначности.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, тексты, учебник.

Тип урока: изучение нового материала

 

«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его… богатство»

                                                       В.Г. Белинский

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.
    1. Проверка домашнего задания.
    2. Слово учителя.

Ребята, сегодня наш урок будет не совсем обычным. Мы с вами отправимся в путешествие. Но прежде, чем мы это сделаем, давайте вспомним, какие разделы русского языка мы уже изучили.

Лексика - раздел науки о языке, который изучает слово, его значение и взаимоотношение с другими языковыми единицами.

Фонетика – раздел науки  о языке, изучающий звуки речи и звуковое строение языка.

Графика – раздел науки о языке, изучающий буквы и их соотношение со звуками.

Морфология – раздел науки о языке, которая изучает слово как часть речи, его морфологические признаки и синтаксическую роль.

А теперь мы с вами совершим путешествие в другую страну. Как она будет называться, вы скоро узнаете. На доске записана тема нашего урока «Путешествие в страну…». Открыть втору часть названия и узнать тему нашего сегодняшнего урока вы сможете, если скажете, каким одним словом можно назвать эти высказывания: повесить нос, сесть в калошу, зарубить на носу, водой не разольешь.

(Ответы учащихся)

Правильно, это фразеологизмы, которые живут в стране Фразеология.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  2. Слово учителя.

Для того, чтобы начать свое путешествие мы должны знать куда и зачем мы отправляемся. Давайте вместе сформулируем цель нашего путешествия, но сначала послушаем сообщения, которые подготовили наши учащиеся.

  1. Выступления учащихся.

- А теперь скажите, для чего мы оправляемся путешествовать, чего хотим достигнуть?

(Ответы учащихся)

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Изучение нового материала.
  3. Слово  учителя с элементами беседы.

- Что же такое фразеологизмы?

- Какая наука изучает фразеологизмы?

Чтобы начать наше путешествие, вам сейчас необходимо быстро ответить на мой вопрос пословицей или поговоркой.

- Кого тянут за хвост?

- Что набирают в рот, когда молчат?

- Что в голове у легкомысленного, несерьезного человека?

-Что заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело?

- Что вешают, приходя в уныние и задирают, зазнаваясь?

- Когда цыплят считают?

Молодцы. Вы быстро и правильно ответили и это позволило нам войти в волшебную страну Фразеология. Перед вами указатель «Город знатоков». Чтобы открыть ворота в город, необходимо выполнить следующее задание.

  1. Работа у доски.

Соедините разбросанные части фразеологизмов:

кататься, как сыр в масле                                     денег куры не клюют

как кот наплакал                                               попался на удочку

держать в ежовых рукавицах                                  перемывать косточки

Давайте проверим все ли верно вы выполнили. Что обозначают эти фразы? Запишите их значение в тетрадь.

- Скажите, а кого называют знатоками?

- Запишите это слово, определите, каким способом оно образовано?

- Какой раздел науки о языке вы вспомнили?

- Какой синоним можно подобрать к слову «знаток»?

- А какой фразеологизм можно подобрать к этому слову?

3. Работа в парах на карточках.

Карточка № 1.                                                          Карточка № 2

Закончите фразеологизмы.

Хитер как (лиса)                                                        Два сапога (пара)

Нем как (рыба)                                                        Море по (колено)

Упрям как (осел)                                                         Ни рыба (ни мясо)

Голоден как (волк)                                                       С горем (пополам)

Купить (кота) в мешке                                                   Делать из мухи (слона)

И в ус не (дует)                                                        Выводить на (чистую воду)

Как зеницу (ока)                                                           Душа в пятки (ушла)

Взаимопроверка

4.Работа у доски.

В 1 ряд записать фразеологизмы со значением «быстро», во 2 ряд – со значением «обманывать», в 3 ряд – со значением «бездельничать»:

Сломя голову, сидеть сложа руки, водить за нос, втирать очки, бить баклуши, во весь дух, со всех ног, вводить в заблуждение, высунув язык.

- Какая орфограмма в лове «бездельничать»?

- А к какой части речи относится слово «быстро»?

- Какой раздел науки о языке мы сейчас вспомнили?

Молодцы, путешествуем дальше. Жители города Знатоков не только трудолюбивые, но и добрые. Они очень любят животных. И у них даже есть свой зоопарк, а вот кто в нем живет, вы узнаете, когда дополните фразеологизмы.

  1. Игра «Дополни фразеологизм»

- Голоден, как..

- Хитра, как…

- Труслив, как…

- Здоров, как…

- На ухо наступил…

- Смотрит, как…на новые ворота

- Грязный, как…

- Колючий как…

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Наша экскурсия интересная, но вижу я, что вы устали.  Давайте отдохнем.

И здесь нам тоже помогут фразеологизмы.

- Встанем, как аршин проглотили.

- Проголосуем обеими руками.

- Согнемся в три погибели.

- Попрыгаем, как заяц.

- Дадим задний ход.

- Посмотрим друг другу в глаза.

 - Сделаем мину при плохой игре.

- Побьем друг другу челом.

- А теперь – руки в брюки.

- Подержим нос по ветру.

Но в ногах правды нет, поэтому продолжаем наше путешествие.

5. Работа со словарями.

- Ребята, а что же делать, если вы не знаете значения какого-нибудь фразеологизма? Правильно, нужно обраться к словарю.

 -Что нам дает работа со словарем? 

- Давайте найдем в словарях и запишем значение следующего фразеологизма.

6. Синтаксическая пятиминутка.

Составьте предложения с данными фразеологизмами и запишите их в тетрадь:

валится из рук, голыми руками не возьмешь, мастер на все руки, не покладая рук.

7. Словарная работа.

Замените фразеологические обороты словами – синонимами (1 ученик у доски, остальные в тетради)

В час по чайной ложке                                         Рукой подать

     Кривить душой                                                 Повесить нос

     Куры не клюют                                                 Бить баклуши

8. Работа с учебником.

С. 83. Упр. № 146.

    9. Фразеологическая физкультминутка.

Найдите в каждой строке фразеологизм и объясните его значение:

- вешать картины, вешать портьеры, вешать голову;

- сесть на стул, сесть на землю, сесть в калошу;

- точить ножницы, точить лясы, точить топор;

- бить стекла, бить посуду, бить баклуши.

   10 .«Долина поэтов»

Прослушайте четверостишия и добавьте походящие по смыслу фразеологизмы.

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят
Водой … (не разольёшь).

 

Мы исходили городок
Буквально вдоль и … (поперёк)

И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги).

 

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …(медвежью услугу).

 

Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, … (кто по дрова)

Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши … (вянут).

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Самостоятельная работа.

Выписать из стихотворения как можно больше фразеологизмов.

Как работает слово?

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперед:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки  - сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода»,

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе! Воды в рот набрал!

Лентяй отдыхает, а время идет –

Под камень лежачий вода не течет.

С

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2020
Создать бесплатный сайт с uCoz