Неделя русской филологии
С 14.12. по 18. 12 в ГОУ ЛНР «Артемовская школа № 9» проходила неделя русской филологии. Проводилась она согласно годовому плану с целью развития у учащихся творческих способностей, формирования познавательного интереса к русскому языку и литературе, воспитания бережного отношения к слову, любви к литературному наследию русских классиков.
Программа недели была разнообразной. Предварительно проводилась подготовительная работа: выпуск стенгазеты, рисование иллюстраций к любимым произведениям. На общешкольной линейке было объявлено об открытии недели.
С 14. 12 была открыта выставка рисунков «Мир литературы глазами ребенка», в которой приняли участие учащиеся с 1 по 9 класс.
Учащиеся старшей школы подготовили выпуски стенгазет: «Великий русский язык» (5 класс), «Русский язык и литература», «Русская литература» (6 класс), «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова» (8 класс), «Великий и могучий русский язык», «Биография А.С. Пушкина в стихах», «По страницам добрых сказок», «Этот удивительный мир сказок» (9 класс). В рамках недели был проведен библиотечный урок «Чтение с увлечением» (1-2 классы), в 6 классе прошел урок по русскому языку «Путешествие в Страну Фразеологию».
В 5-6 классе была проведена литературная викторина «По страницам любимых сказок».
17 декабря в рамках недели русского языка проводился конкурс на лучшую тетрадь. В смотре-конкурсе «Самая лучшая тетрадь по русскому языку» учитывались аккуратность, правильность оформления, грамотность. Победителями конкурса стали ученица 6 класса Кузуб Дарья и ученицы 8 класса Фокина София и Марценюк Валентина.
Учащиеся 6-9 классов приняли участие в разгадывании кроссвордов и загадок по русскому языку и литературе.
18 декабря учащиеся 8-9 классов приняли участие в заседании круглого стола «Выдающиеся русские лингвисты».
В целом неделя прошла интересно и насыщенно. Все учащиеся школы приняли активное участие в проведении недели. В конце недели были подведены итоги, а самые активные участники были награждены грамотами.
Мероприятия на неделе русской филологии
Поэтическая страница
«В гостях у Корнея Чуковского»
5-6 классы
Цель: продолжить знакомство с творчеством детского писателя К.И.Чуковского, его сказками; формировать навыки выразительного чтения, развивать логическое и творческое мышление, тренировать память, прививать любовь к книгам, воспитывать познавательный интерес к чтению, любовь к животным.
Оборудование:
1.Выставка книг Чуковского
2.Выставка рисунков к произведениям Чуковского
3.Портрет Корнея Ивановича Чуковского
4.Плакат « Корней Чуковский и его творчество»
5.Вещи к игре
Ход мероприятия.
I. Организационный момент.
1.Приветствие, проверка готовности к работе.
II. Мотивация деятельности учащихся.
1.Слово учителя с элементами беседы.
Учитель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о замечательном человеке, который очень любил детей и посвятил им много стихов и сказок, придумал весёлых сказочных героев: Мойдодыра, Муху-Цокотуху, Тараканище, Бармалея.
Ребята, скажите, как же звали этого удивительного человека?
Дети: Корней Иванович Чуковский
Учитель: Настоящее его имя - Корнейчуков Николай Васильевич (портрет). Ираклий Андроников писал, что: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь»
Сейчас нам наш библиотекарь расскажет о жизни этого замечательного человека.
2.Рассказ библиотекаря о Чуковском.
- Основная часть.
- Слово учителя.
Стихи Корнея Ивановича Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Давайте послушаем их.
Дети стихи прочитают для вас
И в мир Чуковского поведут сейчас
2. Чтение учащимися стихотворений «Радость», «Поросёнок», «Бутерброд», «Головастики», «Ежи смеются».
Учитель: Корней Иванович Чуковский отличался своим трудолюбием. Он везде: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной у зубного врача, сочинял загадки для детей.
Послушайте, ребятки, загадки
И скажите мне отгадки.
Кто первый отгадает,
Тот и руку поднимает.
3. Конкурс загадок
1.Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою-
Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы)
2. Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт-
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
3.Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! (Крапива)
4.Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран - барана.
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало)
5.Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная! (Коньки)
6.Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёж)
Учитель: Молодцы, ребятки отгадали все загадки!
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Однажды, работая в своём кабинете, он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:
«Надо. Надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам стыд и срам! Стыд и срам!»
Так родился «Мойдодыр».
4. Инсценировка «Мойдодыра»
Учитель: Ребята, чему нас учит это произведение? Что должен делать каждый из нас по утрам? Я думаю, что в нашем классе, все дети выполняют правила гигиены.
5. Игра «Угадай слово»
А теперь, ребята, поиграем и концовку стихов Чуковского отгадаем.
Итак, начинаем!
Милая девочка Лялечка!
С куклой гуляла она
И на Таврической улице
Вдруг увидала …слона
У меня зазвонил телефон
-Кто говорит? …слон
-Откуда?...от верблюда
-Что вам надо?... шоколада
-А потом позвонили зайчатки
Нельзя ли прислать… перчатки
Эй, вы глупые тарелки,
Что вы скачете как… белки
Вам ли бегать за воротами
С воробьями …желторотыми
Эй вы, ребятки
Голые пятки,
6. Конкурс «Посылка»
Учитель: А теперь вновь будет игра.
Учитель из посылки достает:
- телефон (У меня зазвонил телефон),
- воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике),
- мыло (Тут и мыло подскочило),
- блюдце (А за ними блюдца, дзынь ля-ля),
- термометр (И ставит, и ставит им градусники),
- спички (А лисички взяли спички),
- ложка (А за нею вилки, рюмки да бутылки, чашки да ложки скачут по дорожке),
- свечка (Я за свечку, свечка – в печку!),
- книжка (Вот и книжка воротилась),
- шоколад (Что вам надо? Шоколада).
7.Игра «Назови героя»
Все вещи отгадали и отрывки прочитали.
А теперь попробуйте угадать из каких сказок и стихов эти герои.
(Учащиеся вытягивают картинки с героями и называют их имя и сказку, в которой эти герои встречаются)
- Подведение итогов мероприятия
1.Слово учителя.
В гостях у сказки побывали
И прекрасно танцевали.
К.Чуковский не только стихи сказки писал,
Он песни сочинял.
Все вместе рядышком вставайте
И песню дружно запевайте.
2.Музыкальный номер.
3. Заключительное слово учителя
Ну, что ж наш праздник к концу подходит.
Я хотела бы поблагодарить вас, ребятки,
За песенки и танцы,
За ваши прекрасные рисунки.
Вы такие молодцы!
Я вам вручаю леденцы!.
Ребята, перед вами выставка произведений К. Чуковского.
Поднимите руку, кто читал эти книги. Замечательно!
Вы счастливые. Что прочитали эти произведения. А вот дедушке Корнею не повезло. Вы спросите почему? На этот вопрос нам ответят …
4. Выступление учеников
Нам жалко дедушку Корнея
В сравнении с нами он отстал.
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Крокодила» не читал.
Не восхищался «Телефоном»
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не знает самых главных книг.
ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
Тема урока: Путешествие в страну Фразеология
Цели урока:
- образовательная: расширить знания учащихся по теме «Фразеология», сформировать представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи;
- развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи, развивать речевые, орфографические и пунктуационные навыки, формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умение отличать их от других речевых единиц в потоке речи, развивать творческие способности и образное мышление учащихся, умение сравнивать, обобщать, работать со словарями; обогащать словарный запас школьников, развивать умение работать в парах;
- воспитательная: воспитывать самостоятельность, умение сопереживать, стремление совершенствовать речевое мастерство: способствовать формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, воспитывать любовь к русскому языку, его красоте и многозначности.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, тексты, учебник.
Тип урока: изучение нового материала
«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его… богатство»
В.Г. Белинский
Ход урока
- Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
- Актуализация опорных знаний учащихся.
- Проверка домашнего задания.
- Слово учителя.
Ребята, сегодня наш урок будет не совсем обычным. Мы с вами отправимся в путешествие. Но прежде, чем мы это сделаем, давайте вспомним, какие разделы русского языка мы уже изучили.
Лексика - раздел науки о языке, который изучает слово, его значение и взаимоотношение с другими языковыми единицами.
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи и звуковое строение языка.
Графика – раздел науки о языке, изучающий буквы и их соотношение со звуками.
Морфология – раздел науки о языке, которая изучает слово как часть речи, его морфологические признаки и синтаксическую роль.
А теперь мы с вами совершим путешествие в другую страну. Как она будет называться, вы скоро узнаете. На доске записана тема нашего урока «Путешествие в страну…». Открыть втору часть названия и узнать тему нашего сегодняшнего урока вы сможете, если скажете, каким одним словом можно назвать эти высказывания: повесить нос, сесть в калошу, зарубить на носу, водой не разольешь.
(Ответы учащихся)
Правильно, это фразеологизмы, которые живут в стране Фразеология.
- Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Слово учителя.
Для того, чтобы начать свое путешествие мы должны знать куда и зачем мы отправляемся. Давайте вместе сформулируем цель нашего путешествия, но сначала послушаем сообщения, которые подготовили наши учащиеся.
- Выступления учащихся.
- А теперь скажите, для чего мы оправляемся путешествовать, чего хотим достигнуть?
(Ответы учащихся)
- Сообщение темы и цели урока.
- Изучение нового материала.
- Слово учителя с элементами беседы.
- Что же такое фразеологизмы?
- Какая наука изучает фразеологизмы?
Чтобы начать наше путешествие, вам сейчас необходимо быстро ответить на мой вопрос пословицей или поговоркой.
- Кого тянут за хвост?
- Что набирают в рот, когда молчат?
- Что в голове у легкомысленного, несерьезного человека?
-Что заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело?
- Что вешают, приходя в уныние и задирают, зазнаваясь?
- Когда цыплят считают?
Молодцы. Вы быстро и правильно ответили и это позволило нам войти в волшебную страну Фразеология. Перед вами указатель «Город знатоков». Чтобы открыть ворота в город, необходимо выполнить следующее задание.
- Работа у доски.
Соедините разбросанные части фразеологизмов:
кататься, как сыр в масле денег куры не клюют
как кот наплакал попался на удочку
держать в ежовых рукавицах перемывать косточки
Давайте проверим все ли верно вы выполнили. Что обозначают эти фразы? Запишите их значение в тетрадь.
- Скажите, а кого называют знатоками?
- Запишите это слово, определите, каким способом оно образовано?
- Какой раздел науки о языке вы вспомнили?
- Какой синоним можно подобрать к слову «знаток»?
- А какой фразеологизм можно подобрать к этому слову?
3. Работа в парах на карточках.
Карточка № 1. Карточка № 2
Закончите фразеологизмы.
Хитер как (лиса) Два сапога (пара)
Нем как (рыба) Море по (колено)
Упрям как (осел) Ни рыба (ни мясо)
Голоден как (волк) С горем (пополам)
Купить (кота) в мешке Делать из мухи (слона)
И в ус не (дует) Выводить на (чистую воду)
Как зеницу (ока) Душа в пятки (ушла)
Взаимопроверка
4.Работа у доски.
В 1 ряд записать фразеологизмы со значением «быстро», во 2 ряд – со значением «обманывать», в 3 ряд – со значением «бездельничать»:
Сломя голову, сидеть сложа руки, водить за нос, втирать очки, бить баклуши, во весь дух, со всех ног, вводить в заблуждение, высунув язык.
- Какая орфограмма в лове «бездельничать»?
- А к какой части речи относится слово «быстро»?
- Какой раздел науки о языке мы сейчас вспомнили?
Молодцы, путешествуем дальше. Жители города Знатоков не только трудолюбивые, но и добрые. Они очень любят животных. И у них даже есть свой зоопарк, а вот кто в нем живет, вы узнаете, когда дополните фразеологизмы.
- Игра «Дополни фразеологизм»
- Голоден, как..
- Хитра, как…
- Труслив, как…
- Здоров, как…
- На ухо наступил…
- Смотрит, как…на новые ворота
- Грязный, как…
- Колючий как…
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Наша экскурсия интересная, но вижу я, что вы устали. Давайте отдохнем.
И здесь нам тоже помогут фразеологизмы.
- Встанем, как аршин проглотили.
- Проголосуем обеими руками.
- Согнемся в три погибели.
- Попрыгаем, как заяц.
- Дадим задний ход.
- Посмотрим друг другу в глаза.
- Сделаем мину при плохой игре.
- Побьем друг другу челом.
- А теперь – руки в брюки.
- Подержим нос по ветру.
Но в ногах правды нет, поэтому продолжаем наше путешествие.
5. Работа со словарями.
- Ребята, а что же делать, если вы не знаете значения какого-нибудь фразеологизма? Правильно, нужно обраться к словарю.
-Что нам дает работа со словарем?
- Давайте найдем в словарях и запишем значение следующего фразеологизма.
6. Синтаксическая пятиминутка.
Составьте предложения с данными фразеологизмами и запишите их в тетрадь:
валится из рук, голыми руками не возьмешь, мастер на все руки, не покладая рук.
7. Словарная работа.
Замените фразеологические обороты словами – синонимами (1 ученик у доски, остальные в тетради)
В час по чайной ложке Рукой подать
Кривить душой Повесить нос
Куры не клюют Бить баклуши
8. Работа с учебником.
С. 83. Упр. № 146.
9. Фразеологическая физкультминутка.
Найдите в каждой строке фразеологизм и объясните его значение:
- вешать картины, вешать портьеры, вешать голову;
- сесть на стул, сесть на землю, сесть в калошу;
- точить ножницы, точить лясы, точить топор;
- бить стекла, бить посуду, бить баклуши.
10 .«Долина поэтов»
Прослушайте четверостишия и добавьте походящие по смыслу фразеологизмы.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят
Водой … (не разольёшь).
Мы исходили городок
Буквально вдоль и … (поперёк)
И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …(медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, … (кто по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши … (вянут).
- Закрепление изученного материала.
- Самостоятельная работа.
Выписать из стихотворения как можно больше фразеологизмов.
Как работает слово?
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперед:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»
А гуси и утки - сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода»,
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идет –
Под камень лежачий вода не течет.
С